Сегодня 22 октября 2017
Погода в Оренбурге: ночью от -1 до 1°C , днём от 1 до 2°C.   Завтра - ночью от -1 до 0°C

























Вопрос эксперту
Гадушкин Александр Владимирович
Начальник управления сельского хозяйства администрации Оренбурга
Задать вопрос
Соцопросы
  1. Пользуетесь ли Вы Единым порталом по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Система Orphus

 

    




Музыкальная культура

История музыкальной культуры Оренбурга

История музыкальной культуры Оренбурга охватывает более чем два с половиной столетия — от середины XVIII века до наших дней. Первые упоминания о музыке относятся к временам губернатора Ивана Ивановича Неплюева.

В годы его правления (1743–1758) в городе получили развитие духовые оркестры, церковные хоры.

XVIII век в истории музыки Оренбуржья отмечен крупным общественно-политическим событием — крестьянским восстанием (1773–1775) под предводительством Емельяна Пугачёва. Масштабы этой войны и последующий резонанс были столь велики, что явились основанием для создания ряда произведений в области литературы, искусства, народного творчества. Свидетельством тому могут служить русские, башкирские, мордовские песни, сохранившиеся в Оренбуржье до наших дней («Ой да ты, батюшка, вот и Оренбург-город!», «Откуда пришёл наш родной Пугачёв», «Салават батыр» и т. д.).

Дальнейшее развитие получили военная и церковная музыка.

Г. С. ВолконскийИз местных губернаторов серьёзное внимание художественной жизни города уделял Григорий Семёнович Волконский, служивший в Оренбуржье в 1803–1817 годы. Он вошёл в историю губернии как пропагандист классической музыки, познакомивший местное общество с произведениями зарубежных и отечественных композиторов — Б. Марчелло, Д. Палестрины, Д. Перголези, Г. Козловского, Д. Бортнянского.

Дальнейшее развитие художественная жизнь города получила в период губернаторства Петра Кирилловича Эссена (1817–1829). Во время его деятельности развивались наука, образование, литература. Активное развитие получили бальная музыка, бытовое музицирование, театральное дело. В аристократических салонах Оренбурга культивировалось камерно-инструментальное творчество.

Участниками ансамблей были известные в России исполнители: виолончелист К. Агапьев, скрипач В. Верстовский (брат композитора А. Верстовского), позже семья Бларамбергов (в том числе П. Бларамберг — ученик М. Балакирева и учитель В. Калинникова). Начиная с 1881 года деятельность музыкантов-любителей была организована созданным Музыкально-драматическим обществом, активными членами которого стали Н. Федотов, А. Оводов, И. Третьяков.

«Золотым временем» в истории города и музыки считаются годы правления Василия Алексеевича Перовского, которому дважды (с 1833 по 1842 и с 1851 по 1857 год) было суждено возглавить ставшую в его бытность мощной и процветающей Оренбургскую губернию.

Безымянный.jpgКрупным событием в годы правления Перовского стало пребывание на оренбургской земле выдающегося русского композитора А. Алябьева, автора всемирно известного романса «Соловей». За годы ссылки (1833–1835) им создано более 30 произведений в различных жанрах, в том числе хоры («Боже, царя храни», «Солнце мира, вознесло ты»), камерно-инструментальные произведения (трио ля минор, скрипичная и виолончельная сонаты), романсы («Дружбы нежное волнение», «Богомолец», «Отворяй, барон, ворота») и др. Активно участвуя в творческой жизни Оренбурга, Алябьев заложил в крае основы музыкального профессионализма, нашедшего своё продолжение в творчестве выдающейся семьи Федотовых-Ростроповичей. При Перовском в городе активно развивалась театральная, гастрольная и концертная деятельность. В Оренбурге гастролировали известные в России музыканты Ж. Гюльоми, К. Шуберт, Д. Севастьянов.

В. А. Перовский способствовал развитию и пропаганде восточной музыки. В его доме часто звучали башкирские и киргизские мелодии, в том числе в исполнении выдающегося киргизского домбриста Курмангазы.

Губернатор одним из первых познакомил местное светское общество с инструментами народов, населявших край: домброй, кубызом, кураем. В знак уважения и благодарности башкиры посвятили ему свой марш, известный под названием «Перовский».

Вторая половина XIX века в жизни города ознаменована многими культурными событиями.

Для любителей лёгкой музыки и прочих развлечений распахнул двери вокзал А. Белова с концертным залом.

Важную роль в развитии музыкальной культуры Оренбурга и губернии играл театр. С первых лет существования в его репертуаре традиционно присутствовали музыкальные спектакли (опера, оперетта, водевиль). На сцене театра выступали Ф. Шаляпин, Г. Федотова, В. Комиссаржевская, С. Бельская, А. Немирова-Ральф, А. Эйхенвальд, А. Пасхалова. Явлением в жизни города стало создание симфонического оркестра Оренбургского казачьего войска (1881).

Безымянный2.jpgИсполняя наряду с военной музыкой популярные оркестровые произведения композиторов зарубежной и русской школы, коллектив был широко известен в Оренбурге и за его пределами. Из недр оркестра вышло немало известных музыкантов, среди которых особо следует отметить выдающегося виолончелиста С. Козолупова.

В 1891 году Оренбург посетил наследник и цесаревич Николай Александрович, визит которого совпал с гастролями труппы малороссов антрепренёра Г. Деркача. Знаменательно, что в составе этого товарищества прибыл молодой Ф. Шаляпин, выступивший в городском театре.

В ХVIII–ХIХ столетиях получает широкое развитие церковная музыка. Только в Оренбурге до 1917 года существовало более 20 церквей и храмов, имевших хоры певчих. Важный вклад в развитие церковной музыки города внесли известные в православном мире регенты, композиторы и публицисты (П. Григорьев, И. Соломин, Н. Федотов).

В XX столетии — времени реформ и перемен — начали работать три частные музыкальные школы (Г. Добер, О. Федотовой, С. Рубинштейн), способствовавшие активному развитию музыкального профессионализма. В этих учебных заведениях сосредоточились лучшие профессиональные кадры, своим искусством влиявшие на развитие художественной жизни всего региона.

После революции в городе создаются новые учебные заведения, художественные коллективы и театральные труппы. У истоков советского музыкального образования в Оренбурге стояли известные деятели искусства С. Козолупов, Л. Ростропович, В. Федотова-Малиновская, сыгравшие весьма существенную роль в строительстве творческих учебных заведений — музыкальных школ, а в дальнейшем музыкального техникума (1927) и музыкального училища (1936).

Культурная хроника Оренбурга послереволюционного периода и первой половины 20-х годов отмечена деятельностью известных музыкантов — А. Затаевича, С. Сайдашева, М. Валеева, внесших немалый вклад в дело пропаганды восточной музыки. Этому процессу способствовало новое значение Оренбурга, ставшего на период с 1920 по 1925 год столицей Киргизской АССР.

Безымянный4.jpg

30-е годы были отмечены крупными событиями в культурной жизни Оренбуржья. В областном центре открылись театр музыкальной комедии, концертно-эстрадное бюро (КЭБ). Толчком для активного развития художественной самодеятельности послужило открытие в 1936 году сектора народного творчества. Благодаря его работе эта деятельность приобрела планомерный характер.

В годы Великой Отечественной войны музыкальная жизнь города и области не только не затихла, но и заметно оживилась. Чкалов, как и многие города Урала, стал местом спасения отечественной культуры и её деятелей. В город были эвакуированы МАЛЕГОТ (Ленинградский академический Малый театр оперы и балета), известные музыканты, педагоги, композиторы (И. Дзержинский, В. Соловьёв-Седой, М. Чулаки, К. Кондрашин).

С 1941 по 1943 год в Чкаловском музыкальном училище учился выдающийся музыкант современности Мстислав Ростропович. Благодаря активной деятельности этих артистов город в годы войны, по сути, стал одним из центров отечественной музыкальной культуры. Наряду с деятельностью приезжих музыкантов культура Чкалова в военные годы была представлена творчеством местных художественных коллективов.

В городе работали концертные организации, ансамбль песни и пляски Южно-Уральского военного округа, театры, цирк. В 1943 году в Чкалове на базе существовавшего ранее концертно-эстрадного бюро открылась государственная филармония.

Художественная жизнь города 50-х годов отмечена ростом творческой активности. В Оренбурге открыты две детские музыкальные школы — № 2 и № 3, создан Государственный русский народный хор, учреждено областное отделение Всероссийского хорового общества (в 1988 году переименовано в Музыкальное общество), сформирована композиторская группа (Г. Генделев, А. Цибизов, В. Лебедев). Как приоритетный в просветительстве обозначается жанр народной песни. Для её пропаганды образуется ряд филармонических коллективов, в том числе концертные бригады. Приглашаются к сотрудничеству композиторы (Г. Пономаренко, В. Лаптев, А. Цибизов), создается соответствующий песенный репертуар, устойчивой популярностью пользуются такие песни, как «Оренбургский пуховый платок», «Расцвели оренбургские степи», «Хороши закаты летние», «Село родное».

Музыкальная культура Оренбурга 60–80-х годов развивалась в двух направлениях — профессиональном и самодеятельном. Её основными центрами стали театр музыкальной комедии, филармония, дворцы и дома культуры, учебные заведения.

Активная деятельность музыкального училища и музыкальных школ, проведение фестивалей и конкурсов явились следствием дальнейшего роста художественной культуры города. Оренбургское музыкальное училище становится кузницей кадров не только для Оренбуржья, но и России.

В 1964 году в Оренбурге по решению местных властей и Министерства просвещения РСФСР образовано музыкально-педагогическое училище. Эти годы стали периодом расцвета для Государственной филармонии. Деятельность Государственного русского народного хора и других творческих коллективов получила признание в стране и за рубежом.

Вторая половина XX столетия — пик в развитии художественной самодеятельности города.

Для её координации в Оренбурге создан Дом художественной самодеятельности.

Порубежье XX и XXI веков совпало с серьёзными изменениями в культурной жизни страны. Событием в музыкальной жизни Оренбурга явилось создание Государственного татарского драматического театра имени М. Файзи (1990), филармонического камерного оркестра (1991), муниципального духового оркестра (1998) и муниципального хора (1993), ряда концертных коммерческих организаций, призванных способствовать улучшению фестивальной и гастрольной деятельности. Филармония, театры города активно сотрудничают с крупными отечественными композиторами — Ю. Саульским, Я. Дубравиным, В. Агафонниковым, Д. Тухмановым. Последний в соавторстве с поэтом Ю. Энтиным сочиняет «Гимн Оренбурга» (2006).

Учреждаются фестивали «Оренбургский пуховый платок», «Оренбургское поле», «Обильный край благословенный». Особой любовью оренбуржцев пользуется фестиваль джазовой музыки «Евразия».

Безымянный3.jpgПожалуй, самой важной вехой уходящего столетия стало учреждение в Оренбуржье творческого высшего учебного заведения. В апреле 1997 года по распоряжению главы администрации области в Оренбурге открылся Государственный институт искусств, а училище стало музыкальным колледжем, вошедшим в структуру образованного вуза вместе с музыкальной школой. Так, в конце века в Оренбуржье завершилось формирование трёхуровневой системы музыкального образования (школа — колледж — вуз), призванной кардинально изменить ситуацию с подготовкой высокопрофессиональных музыкальных кадров в регионе.

Выдающимся явлением в жизни города были регулярные творческие визиты в Оренбург виолончелиста Мстислава Ростроповича. Тесно связанный с городом семейными узами (Оренбург — родина его матери С. Федотовой и место, где покоится прах отца Л. Ростроповича), он продолжил музыкально-просветительские традиции своей семьи. За 15 лет сотрудничества с Оренбургом им даны благотворительные концерты, мастер-классы, проведены встречи с преподавателями и студентами Государственного института искусств, способствовавшие дальнейшему развитию культуры и образования Оренбургского региона. Учитывая вклад маэстро и его семьи в дело развития музыкального образования области и города, в 1997 году решением Законодательного собрания институту искусств присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Многолетняя работа и творчество художественных коллективов, учебных заведений, музыкантов Оренбурга существенно изменили быт, вкусы, потребности и кругозор наших земляков, способствовали их гармоничному развитию, воспитанию и совершенствованию.

Борис Хавторин, доктор искусствоведения,

профессор, заслуженный деятель искусств РФ

Использованный источник: Оренбург — «всем азиатским странам и землям… ключ и врата». — Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2010. — 704 с.