Сегодня 27 июня 2017
Погода в Оренбурге: ночью от 16 до 26°C , днём от 25 до 29°C.   Завтра - ночью от 19 до 21°C























Вопрос эксперту
Звонова Ирина Юрьевна
Начальник управления муниципальной службы и кадровой политики администрации города Оренбурга
Задать вопрос
Система Orphus

 

    




Обзор законодательства по состоянию на май-июнь 2011 года

Вступили в законную силу:

1. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"

Вступил в законную силу 22 мая 2011 года.

Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Законом впервые введено понятие "добровольной пожарной охраны" – как социально ориентированного общественного объединения пожарной охраны, созданной по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и тушению пожаров.

В соответствии с законом, орган местного самоуправления обеспечивает соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, может оказывать поддержку при осуществлении их деятельности и предусматривать систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных в рамках законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

- осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах, оказание помощи пострадавшим;

- участие в деятельности по тушению пожаров (их локализации и ликвидации) и проведению аварийно-спасательных работ.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Опубликован 6 июня 2011 г.

Вступил в силу 17 июня 2011 г.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленном Правительством РФ. Нуждающиеся же в улучшении жилищных условий указанные категории граждан, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации"

Опубликован 17 июня 2011 г.

Вступил в силу 17 июня 2011 г.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" устраняет противоречия между подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона от 27 декабря 2009 г. № 343-ФЗ и пунктом 2 статьи 3 Закона о кадастре, установив, что государственный кадастровый учёт, осуществляемый в связи с образованием земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), иных объектов недвижимого имущества Фонда, государственный кадастровый учет изменений земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда, государственный кадастровый учёт части объекта недвижимого имущества Фонда или снятие с государственного кадастрового учёта земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, либо подведомственным данному федеральному органу исполнительной власти государственным бюджетным учреждением соответствующего заявления Фонда о государственном кадастровом учёте.

Федеральным законом внесены изменения в Земельный кодекс РФ, в связи с чем пункт 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации дополнен абзацем следующего содержания: "граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации".

4. Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Опубликован 07.06.2011 г.

Вступил в законную силу 18.06.2011

Федеральный закон направлен на установление контроля в сфере управления многоквартирными домами, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны собственников помещений в многоквартирных домах.

В Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся полномочий органов государственной власти РФ по ведению реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по контролю за деятельностью товариществ собственников жилья и правомерностью принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений. Данный подход, не уменьшая компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и общего собрания членов товарищества собственников жилья, упрощает решение текущих вопросов по управлению многоквартирным домом и создаёт благоприятные условия проживания в таких домах.

Федеральным законом уточняется состав общего имущества в многоквартирном доме, совершенствуется организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья. Федеральным законом предусматривается порядок прекращения членства в товариществах собственников жилья, объединяющих собственников помещений нескольких многоквартирных домов. Для принятия решения о выходе собственников помещений одного или нескольких многоквартирных домов из такого товарищества достаточно воли собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Федеральным законом корректируется порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также затрагиваются вопросы управления многоквартирными домами, в том числе вводится новый институт управления многоквартирным домом – совет многоквартирного дома.

Орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме о невыполнении управляющей организацией обязательств, организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

5. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Вступил в законную силу 17.06.2011

Закон направлен на закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств и на совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.

Закон имеет своей целью сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в области искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008 – 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.08 2008 года № 1244-р.

В законе предлагается:

- закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных образовательных программ, реализуемых в РФ наряду с общеобразовательными и профессиональными;

- предусмотреть федеральные государственные требования к структуре, минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и срокам обучения по этим образовательным программам;

- выделить среди учреждений дополнительного образования детей особый вид – учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующие дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства (детские школы искусств);

- предусмотреть обязательную итоговую аттестацию обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, и выдачу свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ по установленной форме;

- предусмотреть как меру, направленную на обеспечение образовательного процесса и повышение качества образования, возможность целевых взносов родителей (законных представителей) обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения;

- определить учебную нагрузку педагогических работников детских школ искусств, а также такой исключительно важной и необходимой для образовательного процесса в детских школах искусств категории работников, как концертмейстеры, за ставку заработной платы в объёме18 часов в неделю.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 № 137-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Опубликован 17 июня 2011 г.

Вступает в силу 28 июня 2011 г.

Закон разработан в целях совершенствования правового регулирования особенностей использования лесов, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ) внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которым в лесах, расположенных в водоохранных зонах (статья 104), и ценных лесах, в частности, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (статья 106), запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. При этом осуществление работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых, как вид экономической деятельности, в указанных категориях защитных лесов не запрещается.

В то же время необходимые для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых горные выработки и буровые скважины, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", являются объектами капитального строительства.

Таким образом, принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ, фактически, привело к ограничению осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.

Закон предусматривает возможность размещения горных выработок и буровых скважин в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.

7. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан"

Опубликован 17.06.2011

Вступает в законную силу 28.06.2011

Закон направлен на приведение российского законодательства о выборах в соответствие с нормами Конвенции ООН о правах инвалидов, в части, обеспечения эффективного и всестороннего участия инвалидов в политической жизни наравне с другими членами общества, возможности голосовать и быть избранными. С этой целью вносятся изменения в Федеральные законы № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (далее – Федеральный закон № 19-ФЗ), № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (далее – Федеральный закон № 51-ФЗ).

Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд РФ обязан представлять сведения о численности на территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года соответственно:

- по субъектам Российской Федерации – в Центральную избирательную комиссию РФ;

- по муниципальным образованиям – в избирательные комиссии субъектов РФ.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что при реализации права быть избранными, лица, которые являются инвалидами и не могут самостоятельно оформить предусмотренные законодательством документы, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия данного лица должны быть нотариально удостоверены.С целью более качественного информирования избирателей, имеющих инвалидность по зрению, Федеральным законом предлагается дополнить статью 61 Федерального закона № 67-ФЗ пунктом 71, которым предлагается на информационном стенде размещать материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Также ФЗ устанавливается, что в помощь таким избирателям по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон № 19-ФЗ и Федеральный закон № 51-ФЗ.

Федерального закона способствует дальнейшему совершенствованию механизмов обеспечения гарантий политических прав для граждан с ограниченными физическими возможностями.

8. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания"

Опубликован 17.06.2011.

Вступил в законную силу 10.11.2011

Федеральным законом предлагается внести ряд концептуальных изменений, направленных на: введение правового института "сетевого издания".

Закон вводит понятие «сетевого издания» для сайтов в сети Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ. Корректируются признаки средства массовой информации с тем, чтобы к СМИ можно было относить Интернет-сайты (признак периодичности распространения дополняется признаком периодичности обновления). При этом закон сохраняет принцип добровольности регистрации Интернет-сайтов в качестве СМИ

Кроме того, указанный Закон предусматривает внесение изменений в Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Предлагается указанную статью после слов "здравоохранения, культуры" дополнить словами "средств массовой информации". Данное изменение связано с тем, что ряд действующих средств массовой информации созданы в форме автономных учреждений. Отсутствие в указанном законе этого уточнения, может внести неопределенность в деятельность таких средств массовой информации и повлечет за собой требования об изменения организационно-правовой формы, что также негативно отразится на их работе.

Наряду с вышеизложенным, Закон вносит изменения в Часть 3 статьи 1 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предлагается положения указанной статьи после слов "через Государственную границу РФ" дополнить словами "осуществлении контроля, в том числе лицензионного, в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания". Данное дополнение связано с определенной спецификой средств массовой информации.

9. Федеральный закон " О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Опубликован на сайте РГ 07.06.2011 г.

Принят Государственной Думой 15 июня 2011 года

Федеральный закон призван устранить социально-политическую остроту, порожденную бесправием автомобилистов и сложностью процедуры прохождения обязательного технического осмотра.

Закон устанавливает задачи и принципы законодательного регулирования прохождения обязательного технического осмотра;

-определяет правовое положение участников обязательного технического осмотра,

-устанавливает гарантии защиты их прав и законных интересов;

-предусматривает основания и порядок приобретения статуса центра обязательного технического осмотра;

-регулирует отношения участников обязательного технического осмотра при осуществлении обязательного технического осмотра и оформлении его результатов;

-определяет особенности правового положения, прав и обязанностей саморегулируемых организаций центров обязательного технического осмотра.

Законом сокращён перечень документов, которые владельцы транспортных средств обязательных для предоставления при прохождении обязательного технического осмотра освобождаются от необходимости представлять медицинскую справку.

Предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа центров обязательного технического осмотра в прохождении обязательного технического осмотра и (или) в выдаче талона обязательного технического осмотра.

Предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации устанавливать методику определения максимального размера стоимости обязательного технического осмотра в стране и отдельных регионах; регламентирована процедура получения международного сертификата технического осмотра; предполагается возможность проведения технического осмотра с использованием передвижных станций, оснащенных специализированной производственно-технической базой.

Закон не распространяется на отношения, связанные с обязательным прохождением технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями Вооруженных Сил Российской Федерации, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями (автомобильными службами) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Порядок прохождения технического осмотра транспортных средств указанных видов будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Введена глава 2 Закона, регламентирующая понятие "саморегулируемая организация центров обязательного технического осмотра", стандарты деятельности по проведению обязательного технического осмотра, условия вступления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемую организацию центров обязательного технического осмотра, государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в этой сфере.