Сегодня 25 мая 2017
Погода в Оренбурге: ночью от 8 до 18°C , днём от 18 до 21°C.   Завтра - ночью от 12 до 14°C























Вопрос эксперту
Бадрунов Валерий Ильфирович
Начальник отдела охраны окружающей среды администрации Оренбурга
Задать вопрос
Система Orphus

 

    




Обзор законодательства по состоянию на ноябрь-декабрь 2011 года

1. Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).

Вступил в силу 29.11.2011 года.

Федеральный закон направлен на повышение безопасности объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) дополняется новой главой 6.2 «Эксплуатация зданий, сооружений», положения которой вступают в силу с 01.01.2013 года.

Так, согласно ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

С 01.01.2013 года вступают в силу нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления городских округов по осуществлению осмотров зданий, сооружений и выдаче рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Так, в случае поступления в орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления (за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами) должны проводить осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом городского округа.

С 01.07.2013 года, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, собственник такого здания будет возмещать вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивать компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего - в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью - в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью - в сумме один миллион рублей.

    2.  Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

Вступает в силу с 15 января 2012 года

Законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, за исключением уголовного судопроизводства.

Предусмотрены следующие виды бесплатной юридической помощью:

- устное и письменное консультирование,

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера,

- представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Бесплатную помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием.

Выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.

Граждане вправе получить бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы по следующим вопросам:

- защиты прав потребителей коммунальных услуг,

- установления и оспаривания отцовства (материнства),

- взыскания алиментов,

- восстановления на работе и др.

Законом определены категории граждан, которые вправе рассчитывать на такую помощь:

1) малоимущие граждане (граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации,

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,

5) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы,

6) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

Иностранцам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и международными договорами России.

Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

Отвечать за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром должны лица, предоставившие ее, центр и (или) его учредители.

Законом разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и его компетенции, определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

 3. Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (далее по тексту - Закон).

Вступил в силу 07.12.2011 года

Закон направлен на реализацию отдельных положений Конституции Российской Федерации, а также положений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации посредством создания в Российской Федерации специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.

Предметом правового регулирования Закона являются общественные отношения, связанные с созданием специализированного арбитражного суда в Российской Федерации, к компетенции которого относится рассмотрение споров в сфере интеллектуальных прав.

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Определены полномочия Суда по интеллектуальным правам и в качестве суда первой инстанции Суд рассматривает:

1. дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

2 дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Указанные дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

Согласно Закону Суд по интеллектуальным правам должен быть образован не позднее 1 февраля 2013 года.