Сегодня 25 мая 2017
Погода в Оренбурге: ночью от 8 до 18°C , днём от 18 до 21°C.   Завтра - ночью от 12 до 14°C























Вопрос эксперту
Гребенева Елена Леонидовна
Начальник управления по правовым вопросам администрации Оренбурга
Задать вопрос
Система Orphus

 

    




Обзор законодательства по состоянию на декабрь 2012 года

1. 18.12.2012 на заседании Государственной Думы РФ в окончательном третьем чтении принят законопроект № 47538-6/1 «О внесении изменений в главы первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ».

Указанный законопроект был выделен из проекта поправок к Гражданскому кодексу РФ, который ранее предполагалось рассматривать в качестве единого документа.

В рассмотренных поправках закреплен и последовательно проводится принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей. Уточняется круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, в том числе корпоративные отношения. В качестве источника гражданского права вводится не только обычай делового оборота, но и любой другой, отвечающий тем же признакам обычай.

В данный законопроект внесена важная поправка, касающаяся крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, решено, что крестьянско-фермерские хозяйства могут иметь статус юридического лица.

Кроме того, принято решение, что из текста законопроекта будет исключено обязательное нотариальное удостоверение сделок, подлежащих регистрации государственными органами. В частности, при покупке-продаже гражданами жилых помещений.

Установлена возможность компенсации ущерба гражданам и организациям в результате не только неправомерных, но и в ряде случаев и правомерных действий властей, Например, если имуществу был нанесен ущерб в ходе действий силовых структур по задержанию или нейтрализации преступников.

Существенно расширена категория ограниченной дееспособности физических лиц. В дееспособности будут ограничиваться не только граждане, злоупотребляющие спиртным или наркотиками, но и игроманы. Совершенствуется институт недееспособности граждан, страдающих психическими расстройствами. В зависимости от степени психического расстройства гражданин может быть признан либо полностью недееспособным, либо ограниченно дееспособным.

Принятые новые положения гражданского законодательства позволят сделать граждан и предпринимателей более защищенными, сделают более стабильными отношения гражданского оборота.

2. С 1 января 2013 года устанавливается контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, иных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу за три последних года.

Федеральным закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» определен круг лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами.

В частности, это лица, замещающие:

- государственные должности Российской Федерации, в отношении которых не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

- муниципальные должности на постоянной основе;

- должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами;

Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы за три последних года, предшествующих совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации или общероссийскими СМИ.

Непредставление лицом сведений о своих расходах является правонарушением. В этом случае лицо, совершившее правонарушение, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы.

При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов доходам, материалы представляются в органы прокуратуры. В случае, если в ходе осуществления контроля выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

3. Федеральным законом от 3.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5 205 рублей в месяц.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Документ отвечает на многие острые вопросы.

Если документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, утрачены не по вине работника и восстановить их невозможно, такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут подтверждаться иными доказательствами, например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п..

В страховой стаж вместе с периодами работы включается и военная служба.

Решен вопрос и с супругами военнослужащих. В страховой стаж засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Период получения пособия по безработице также включен в стаж.

В стаж включается период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылки.

5. 21.12.2012 Государственной Думой РФ в третьем чтении принят проект Федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Законопроект закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

Законопроект направлен на:

- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;

- комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного ифункционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;

- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и так далее).

Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в законопроекте подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Одной из новелл законопроекта является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое). Введение соответствующих положений в законопроект позволит унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику. Кроме этого, в законопроекте закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; 

- обучению по интегрированным образовательным программам;

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

В законопроекте закрепляются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

и уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Законопроектом также предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Часть образовательных программ начального профессионального образования будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих в рамках соответствующих краткосрочных программ.

Кроме этого, вводится еще один уровень высшего образования - высшее образование - подготовка кадров выcшей квалификации, к которым будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования также соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования законопроектом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся.

Одной из значительных новаций законопроекта является упорядочение типологии образовательных организаций. В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

Особое внимание в законопроекте уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Таким образом, законопроект позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.

6. Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Целью данного закона является формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов) за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.

Собственники помещений в многоквартирных жилых домах будут уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома. Взносы должны будут перечисляться на специальный счет в кредитной организации. Находящиеся на этом счете денежные средства, сформированные за счет взносов, процентов за просрочку их уплаты и процентов, начисленных кредитной организацией за пользование этими средствами, будут находиться в долевой собственности собственников жилых помещений; в случае смены собственника жилого помещения доля в денежных средствах на капитальный ремонт будет переходить к новому собственнику. Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с утвержденными на федеральном уровне методическими рекомендациями, возложено на органы власти субъектов РФ.

Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов должен осуществляться в соответствии с региональными программами. Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возложено на органы государственной власти Российской Федерации».