Сегодня 13 декабря 2017
Погода в Оренбурге:



























Вопрос эксперту
Кембель Андрей Валерьевич
Председатель комитета муниципального заказа
Задать вопрос
Соцопросы
  1. Какие новогодние мероприятия Вы планируете посетить?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Система Orphus

 

    




Обзор законодательства по состоянию на апрель 2015 года


С 15.09.2015 вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), принятый Федеральным законом от 08.03.2015№ 21-ФЗ.

КАС РФ урегулирован порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Согласно ст.1 КАС РФ суды будут рассматривать и разрешать подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также суды будут рассматривать и разрешать подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра; о прекращении деятельности средств массовой информации и иные административные дела.

Наряду с вышеуказанной подсудностью дел отдельной главой выделено производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (глава 25 КАС РФ).

Не подлежат рассмотрению дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции.

Положения настоящего Кодекса нераспространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (ч.1 ст. 38 КАС РФ).

Граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

От имени органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов (ст. 54 КАС РФ).

Статьей 213 КАС РФ закреплено, что административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

Раздел 3 КАС РФ содержит общие правила производства в суде первой инстанции и в соответствии со ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления,
иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Положения КАС РФ предусматривают примирение сторон, которое может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. В данном случае по ходатайству сторон суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон (ст.137 КАС РФ).Следует отметить, что соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено (п.12 ст. 213 КАСРФ).

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме.Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон будет рассматриваться судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению.

Сроки рассмотрения и разрешения административных дел:

- административные дела будут рассматриваться и разрешаться Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев;

- другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены КАС РФ.

По сложным административным делам срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела будут рассматриваться без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) (ст.ст. 291,292 КАС РФ).

Еще одним нововведением для ускорения рассмотрения административных дел будет являться применение видео-конференц-связи при наличии такой технической возможности. Видео-конференц-связь применяется при рассмотрении дел в суде первой и апелляционной инстанций (ст. 142 КАС РФ).

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что КАС РФ урегулировано административное судопроизводство, заложенное в качестве самостоятельно вида в Конституции РФ (ч.2 ст. 118). Его положения отвечают международным стандартам деятельности судов – наличие в любом демократическом государстве специального порядка рассмотрения споров между гражданами и органами власти.