Сегодня 26 марта 2017
Погода в Оренбурге:





















Вопрос эксперту
Прошин Сергей Юрьевич
Начальник управления по организации дорожного движения администрации города Оренбурга      
Задать вопрос
Система Orphus

 

 





Публикации

местное самоуправление.jpgГраждане и местное самоуправление

Европейская Хартия определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического строя, закрепляет основные принципы организации местной власти, а также устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом, выделяет органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, признает экономическую основу местного самоуправления - муниципальную собственность - наряду с другими формами собственности. Одновременно она определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя России.

131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется населением через местный референдум, муниципальные выборы, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опросы граждан, обращения граждан, а также посредством иных форм прямого волеизъявления.

Одновременно местное самоуправление осуществляется населением и через представительный орган, главу муниципального образования, исполнительный орган и другие органы местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться непосредственно населением муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Другой формой участия населения в местном самоуправлении являются муниципальные выборы.

Граждане также наделены правом правотворческой инициативы. С данной инициативой имеет право выступить инициативная группа, которая обладает избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в данном случае решением Оренбургского городского Совета.

Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города проводятся публичные слушания.

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся проект Устава города, проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития города Оренбурга, проекты правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования "город Оренбург".

Территориальное общественное самоуправление также является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Соответственно, основными принципами осуществления ТОС являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

Оно может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать непосредственно, т.е. в работе собрания или конференции, в решении вопросов, которые затрагивают законные права и интересы населения соответствующей территории.

При этом органы местного самоуправления оказывают содействие органам ТОС в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление, в проведении собраний, конференций; координируют деятельность органов ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь; учитывают в своих решениях мнение соответствующего органа ТОС; ведут регистрацию уставов и учет деятельности ТОС.

Одновременно органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь органов ТОС, изучая их мнение по вопросам, которые затрагивают интересы жителей.

На территории г.Оренбурга зарегистрировано 115 уставов комитетов территориального общественного самоуправления. В тесном взаимодействии с городской администрацией КТОСы проводят большую работу в микрорайонах города.

Они совместно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, в благоустройстве территории, в работе с молодежью.

Для выявления мнения населения и его учета при принятии решений по вопросам местного значения проводится опрос граждан.

Население участвует в жизнедеятельности г.Оренбурга и при реализации так называемого института «наказы избирателей».

В Конституции РФ, Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также закреплено право граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Под обращениями граждан понимаются направленные в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина. Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Что касается жалоб граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений, 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закрепил возможность оперативной подачи жалобы заявителем в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме, а также по телефону в орган, который предоставляет муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб. Данные изменения направлены на создание и развитие механизма досудебного обжалования, так как урегулирование вопросов через суд не решается оперативно, затратно в финансовом отношении, а самое главное, вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу или отказывает в ее удовлетворении. Порядок подачи и рассмотрения жалоб урегулирован административными регламентами.

Для оперативного рассмотрения обращений граждан в администрации города Оренбург создана и действует муниципальная приемная (тел.: 30-40-40).

Одновременно граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

 Граждане, как об этом сказано в Законе «О защите прав потребителей», вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять, в том числе в органы местного самоуправления, информацию о фактах нарушений прав потребителей. 

 Вместе с тем физические и юридические лица всех организационно-правовых форм пользуются не только правами, но и обязаны, например, соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.

Муниципальная власть активно взаимодействует не только с гражданами, но и с бизнес – сообществом. Так, в городе Оренбурге создан Совет предпринимателей, проводятся бизнес – форумы, рабочие встречи.

Таким образом, форм взаимодействия населения и власти достаточно много, просто нужно уметь ими пользоваться.

  «…демократия большого государства, как сказал Президент РФ Путин В.В. в статье «Демократия и качество государства», складывается из «демократии малых пространств»».