Сегодня 14 декабря 2017
Погода в Оренбурге:



























Вопрос эксперту
Кембель Андрей Валерьевич
Председатель комитета муниципального заказа
Задать вопрос
Соцопросы
  1. Какие новогодние мероприятия Вы планируете посетить?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Система Orphus

 

    




Музей истории города Оренбурга

Музей истории Оренбурга - один из главных, старейших и оригинальных архитектурных памятников города. Расположен он в здании, построенном в 1856 году в романтическом стиле «неоготика» (или «псевдоготика») русской эклектики второй половины XIX века. Небольшая по своим размерам архитектурная постройка напоминает средневековую крепость.  

Здание было построено во время второго правления Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы). Историограф Оренбурга П.П. Столпянский писал в XIX веке: «Город Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не трёх четвертей настоящих зданий: Караван-Сарай, Контрольная палата, Общественное собрание, дом Казённой палаты, казармы – всё построено при Перовском. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города». Всё это объяснялось тем, что Василий Алексеевич стремился придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Во время его правления появляются общественные здания и учреждения, строятся каменные дома, входят в моду балы, городские гулянья. 

В 1853 году господину министру Внутренних дел поступило отношение генерал-губернатора Оренбурга с просьбой о строительстве для Оренбургского казначейства новой кладовой, поскольку бывшие кладовые, которые размещались в частных домах, пришли в негодность. Это отношение было отправлено в Департамент рассмотрения проектов и смет. В 1854 году в пояснении к отношению было записано: «Долгом считаю присовокупить, что генерал-адъютант Перовский не имеет в виду другого источника для покрытия потребной на сие издержки, кроме особого сбора на устройство присутственных мест и тюрем». Далее из переписки следует, что Департаменту проектов и смет предлагалось рассмотреть «Проект каменной кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой». Здесь впервые появляется слово – «гауптвахта». Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». Участок под новое здание отвели на берегу Урала, рядом с генерал-губернаторским домом. Такова предыстория появления на живописной набережной Урала совсем неподходящего для этого места тюремного здания.

Из архивных источников известно, что подряд на строительные работы выполнял Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка из крестьян графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии. Долгое время именно он считался в Оренбурге автором здания гауптвахты.

В 1856 году строительство здания было завершено. На его башне были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся на Гостином дворе в Оренбурге. 

При генерал-губернаторе А.А. Катенине, управлявшем Оренбургским краем в 1857-1860 годах, здание приспособили под главную гауптвахту. В его западной части  разместили караульную службу, в восточной –  камеры для заключённых. 

  По указу властей в 1930-х годах часы-куранты с башни гауптвахты были перевезены в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров. Лишь в начале 1980-х годов часы-куранты на башне Музея истории города были восстановлены. По инициативе председателя Оренбургского горисполкома Ю.Д. Гаранькина и по чертежам оренбургского часового мастера Николая Степановича Кузнецова на предприятиях города были изготовлены новые маятниковые часы с колокольным боем.   

 В 1970-х годах перед главным входом был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями и установлен ставший привычным для горожан памятник А.С. Пушкину.

В 1978 году здание передали Музею истории города Оренбурга. С этого времени начинается новая история этого замечательного памятника архитектуры XIX века.

Любопытно, что историческое место на набережной Урала запечатлено на картине известного дореволюционного художника – академика живописи Лукиана Васильевича Попова «Городской пейзаж», которая хранится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. При внимательном рассмотрении картины можно узнать верхнюю часть Гауптвахты, огороженную простым забором из почерневших досок. Справа видна нижняя часть Преображенского собора (не сохранился) с каменной площадкой вокруг него. Закатное солнце мягко освещает краснокирпичное здание Гауптвахты. В светлый колорит картины трагический диссонанс вносит одинокая фигура женщины с чёрным зонтом. Светлое и печальное, радость и горе – всё как в жизни. 



Использованные источники:

Станислав Смирнов "Миниатюрный замок в "неоготическом стиле", журнал "Оренбургский край" №3, 2010г.